22 июня 1941 г. войска фашистской Германии вторглись в Советский Союз.
Гитлеровцы рассматривали войну против СССР как решающий этап на пути к созданию "германского территориально-этнического монолита" от Атлантики до Сибири, "очищенного" от "недочеловеков" славянского и тюрко-монгольского происхождения и как предпосылку завоевания мира. До разгрома Англии и США и заселения "монолита" немцами намечалось образовать рейхскомиссариаты Остланд, Украину, Московию, Кавказ с подобием самоуправления. В конце 1941 - начале 1942 гг., когда стал очевидным крах планов "молниеносной" войны и пришлось искать пути ослабления "сил сцепления" советских республик, появились замыслы образовать, кроме того, буржуазно-националистические государства Идель-Урал и Гросстуркестан, а также Карагандинскую, Новосибирскую и Кузнецкую "индустриальные области".
В Великой Отечественной войне Казахстан участвовал как часть единой страны. Накануне ее он располагал большими людскими и природными ресурсами стратегического значения.
Казахский народ на протяжении многих веков успешно защищал рубежи своих необъятных степей. В годы борьбы с колониализмом, трех российских революций, на фронтах гражданской войны, на стройках пятилеток сложилась и окрепла дружба народов. Огромное воздействие на людей оказывала антифашистская пропаганда предвоенных лет.
Но было и негативное в том бурном развитии - голод, необоснованные репрессии, истребление значительной части и без того тонкого слоя национальной интеллигенции, уменьшение численности казахского населения; начало превращения Великой степи в зону переселения репрессированных народов - все это ослабило народы, деформировало их сознание, сдерживало развитие и использование возможностей края для укрепления обороноспособности страны.
Совершая агрессию на СССР, фашистские идеологи не без основания рассчитывали на репрессированных советской властью бывших белогвардейцев, зажиточных крестьян, капиталистов и помещиков, всех тех, кто стал жертвой массового террора и насилия тоталитарного режима.
Большинство же советских людей не допускало мысли о сотрудничестве с врагом. Преданность Родине, патриотизм в сочетании с политическим пафосом открывателей нового мира позволили широким массам населения преодолеть растлевающее влияние сталинизма и сплотиться во имя защиты Отечества.
По переписи 1939 г. население Казахстана составляло 6,2 млн. человек. В ряды сражавшейся армии в годы войны влились 1 196 164 казахстанца. Сталинизм, используя опыт царизма в 1916 г., создал трудовую армию и специальные строительные части из коренных народов Казахстана и Средней Азии и спецпереселенцев, куда были мобилизованы из Казахской ССР свыше 700 тыс. человек. Даже с учетом размещения в республике примерно 1,5 млн. жителей прифронтовой полосы и репрессированных народов процент мобилизации оказался очень высоким: на фронт и в оборонную промышленность был отправлен каждый четвертый житель республики. Столь высокий процент мобилизации оказался возможным главным образом благодаря аграрному характеру экономики и высокому удельному весу крестьянства среди населения, запоздалому введению практики бронирования рабочей силы в оборонных отраслях индустрии и механизаторов сельского хозяйства в Казахской ССР. Основная масса казахстанцев влилась в действующую армию в качестве маршевого пополнения, а примерно треть была зачислена в соединения и части, создававшиеся в республике. Это были 12 стрелковых и четыре кавалерийских дивизии, семь стрелковых бригад, около 50 отдельных полков и батальонов различных родов войск. Из этого числа три кавалерийских дивизии и две стрелковые бригады были сформированы как казахские национальные соединения. Созданные сверх мобилизационных планов в основном из добровольцев, они почти наполовину состояли из коммунистов и комсомольцев и до передачи в действующую армию содержались и обеспечивались обмундированием и многими другими видами довольствия, обозом и снаряжением за счет республиканского бюджета и добровольных взносов населения.
Республика внесла достойный вклад и в подготовку офицерских кадров и резервов для армии и флота. В военные учебные заведения за 1941-1945 гг. было послано более 42 тыс. молодых казахстанцев, а существовавшие на территории республики 27 военных учебных заведений выпустили, по неполным данным, 16 тыс. офицеров.
На военные рельсы переводилась экономика республики: до минимума были сокращены расходы мирного назначения, многие предприятия перешли на выпуск оборонной продукции, в пользу таких предприятий перераспределялись рабочая сила, сырье, станочное оборудование.
Много трудностей принесла вынужденная эвакуация из прифронтовой полосы людей, производственного потенциала и культурных ценностей. В Казахстане в 1941-1942 гг. нашли кров, работу, свое место в строю тружеников тыла 532,5 тыс. жителей западных районов. Сюда же прибыло около 970 тыс. репатриированных поляков, немцев. Большинство их были расселены в аулах и селах. В городах же жилищная проблема и до войны острая, обострилась еще больше: в 1940 г. на одного горожанина приходилось 5,1 кв. м жилой площади, в годы войны - 4,3, а в Караганде - всего 2,2 кв. м..
В 7-15 раз снизилось поступление в розничную торговлю продуктов питания и товаров первой необходимости, а цены на рынке поднялись в 10-15 раз.В стране было введено карточное снабжение хлебом и важнейшими продуктами питания, расширялись сеть подсобных хозяйств, коллективное и индивидуальное огородничество. Совместными усилиями государства, трудовых коллективов, жителей республики удалось решить продовольственную проблему. Изобилия не было, но минимум необходимого получали все.
Составной частью перестройки тыла стал прием и размещение эвакуированных предприятий. В Казахстан прибыли и были введены в строй 220 фабрик, заводов, мастерских, артелей и промкомбинатов (в ходе войны 20 из них были реэвакуированы). Наибольшее количество предприятий приходилось на долю пищевой (54 завода и фабрики), легкой и текстильной промышленности. Размещались они, как правило, на базе родственных предприятий. Многие эвакуированные предприятия начинали работу в наспех приспособленных помещениях и даже под навесами. Нередко на новые места прибывали едва десятая часть прежнего коллектива рабочих и инженерно-технического персонала. В таких условиях налаживалось производство не только старых видов продукции, но и ряда новых образцов вооружения и боеприпасов.
В 1941-1943 гг., как и в годы коллективизации, в МТС и совхозах был введен институт политотделов, а в тракторных и полеводческих бригадах - политруки. Нередко политрукам передавались функции административные, вплоть до привлечения к ответственности лиц, "злостно не выполняющих норм, бездельников и дезорганизаторов".
Администрирование и военизация труда в колхозах и совхозах, массовое применение труда женщин и подростков, уменьшение технической вооруженности аула и деревни, резкое снижение, а во многих колхозах по существу прекращение оплаты трудодней, насильственная контракция скота колхозников, введение военных налогов - все это тяжело отразилось на положении тружеников аула и деревни. В 1943 г. в северных областях республики, а в 1944 г. - в Актюбинской области работали правительственные комиссии по оказанию помощи голодающему населению.
Были расширены права и ответственность наркоматов и их руководителей за положение дел в отраслях. Сокращалось число заседаний, повысилась оперативность, деловитость. Вместе с тем практика культа личности, деформации внутрипартийной жизни способствовали сползанию на путь чрезмерного администрирования. Сказалась порочная практика тех лет по созданию неконституционных, чрезвычайных органов. Так, например, в районах Семипалатинской и Акмолинской областей создавались тройки и чрезвычайные комиссии для руководства севом, по борьбе с пожарами, размещению эвакуированного населения и т. д. Партийные комитеты Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской областей в первый период войны применяли методы запугивания коммунистов, грубого администрирования.
Произошли перемены в содержании деятельности Советов всех уровней. Прежде всего были внесены изменения в организационную структуру органов управления. При СНК КазССР и областях были организованы бюро по распределению рабочей силы, отделы по хозяйственному устройству эвакуированного населения (в некоторых областях они именовались Чрезвычайными комиссиями), государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих, по военным заказам и монтажу эвакуированного оборудования. В 1944 г. при исполкомах районных, городских и областных Советов депутатов трудящихся были созданы отделы по государственным пособиям многодетным и одиноким матерям.
В условиях войны усилилась исполнительно-распорядительная функция Советов. Широко практиковалось принятие обязательных решений и распоряжений о мобилизации незанятого трудоспособного населения, введении автогужевой повинности. Население городов привлекалось к работам по очистке аэродромов, вывозу топлива из мест добычи. Деятельность Советов в условиях войны характеризовали единоначалие, централизация власти, высокая организованность, точность и оперативность.
Возросли административно-законодательные функции Советов и ослабились функции культурно-воспитательные. Усиление административно-оперативных функций Советов, порожденное условиями войны, порой перерастало в голое администрирование.
В годы войны возродилось женское движение. Создание в 1943 г. отделов по работе среди женщин при партийных комитетах на предприятиях, транспорте, колхозах и совхозах 4300 женсоветов способствовало насыщению активности женщин Востока в защите социалистического Отечества, улучшению идейно-политического воспитания тружениц.